lenkaolenka (lenkaolenka) wrote in doremifa_use,
lenkaolenka
lenkaolenka
doremifa_use

Колосс на глиняных ногах.

Однажды в одном из научно-популярных журналов я прочла интересную версию, отчего вымерли динозавры. По идее, животные это были достаточно крепкие и сильные, им бы жить и жить. Но в устройстве их нервной системы была якобы одна маленькая недоработка, которая оказалась роковой: нервная система динозавров была настолько разветвленной и громоздкой, что сигналы из внешнего мира поступали в центр головного мозга с некоторым опозданием, блуждая по "проводам" несколько дольше, чем нужно для выживания. 

То есть вместо того чтобы немедленно реагировать на боль и отскакивать от источника боли, динозавр медлил и это все усугубляло. Даже несколько мгновения задержки реакции были губительны : раны оказывались чересчур глубокими и крови проливалось слишком много.

Так и в любой сфере деятельности отсутствие мгновенной реакции может погубить большое дело. Это внешне может казаться совсем пустячной, ненужной деталью, но на деле являться несущей частью всего процесса. 

В обучении музыке с помощью фортепиано ключевым является способность связывать ноты и клавиши мгновенно. В принципе, в этом, казалось бы, механическом процессе вся квинтэссенция музыкального развития человека. Либо ты умеешь это делать и развиваешься: считываешь много музыки, запоминаешь ее, тренируешь свой музыкальный слух и память. Либо ты должен быть изрдно талантливым по природе, чтобы проигрывать все по слуху и по памяти. Но зачем тогда учиться вообще?

Если этой реакции - способности мгновенно находить последовательность клавиш соответствующих нотному тексту - у человека нет, музыкальное развитие замедленно или не происходит вообще. Судите сами: труд нахождения каждой клавиши делает слышание проигрываемого материала замедленным настолько, что теряется музыкальная мысль. Усилия, потраченные на процесс нахождения, занимают все внимание человека. Поэтому ни о каком развитии музыкальной техники, координации, чувства ритма, да и музицированни не может быть и речи! Только когда человек начинает заучивать такой музыкальный материал наизусть и играет на "автопилоте", у него появляется внимание для освоения новых задач. Однако при таком подходе много музыки не наиграешь, следовательно, большой "пищи для музыкального ума" не получается. Человек ограничен в репертуаре и зазубренная пьеса так навязает в зубах, что все очарование музыки теряется за механизмом разучивания.

Нахождение взаимосвязи между нотами и коавишами - это ключ для успешного обучения музыке. Причем это - не знание, а умение. Зрительно-мышечная реакция, доведенная до автоматизма. Она должна тренироваться с раннего возраста и тренироваться именно как навык, а не как теоретическое знание. Без навыка мгновенного нахождения взаимосвязи клавиш и нот обучение игре на фортепиано  и музыке вообще - это профанация, колосс на глиняных ногах. Чем замедленнее реакция при процессе музыкальной читки, тем больше вероятность "отмирания" у человека интереса к музыцированию как виду деятельности. "Слишком большой кровью" и со "слишком большими потерями" играть никому не интересно.

Как правило, традиционная школа тренировкой этого навыка напрямую не занимается. Начинающего напичкивают большим количеством теоретических правил и ожидают от него "умственного понимания проблемы". Но чем быстрее ученик поймет и проверит на деле взаимосвязь клавиш и нот, тем скорее он займется главным делом - музыкальным развитием. Поэтому наиболее эффективным в обучении является всегда такой подход, при котором понимание взаимосвязи клавиш и нот происходит наиболее быстро.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments