lenkaolenka (lenkaolenka) wrote in doremifa_use,
lenkaolenka
lenkaolenka
doremifa_use

МОЖЕТ ЛИ ЦВЕТ ДИДАКТИЧЕСКИ ОБЯСНИТЬ ЗВУК?

Опять из переписки с Надеждой_К

Вот что она написала недавно

Картинки детям просто необходимы, или же четкое закрепление за каждой нотой своего цвета.

С первой половиной фразы я согласна, но категорически возражаю против второй половины.
Закрепление за каждой нотой своего цвета - тупиковый дидактический ход в музыкальном обучении.
Забавно, что та же Надежда горячо возражала против того, чтобы привыкать к графике мнеманических картинок сольфеджио, в качестве контр арггумента предлагая необходимость ЗАПОМИНАНИЯ этих картинок. Но запоминать цвета к нотам она нне воспринимает как искусственное усложнение. Хотя на самом деле все обстоит с точностью наоборот.

Сейчас объясню почему.
Картинки сольфеджио основываются на фонетическом звучании слова. Они аппелируют к глосу человека. Я уже много писала о том, что голос имеет очень важное значение в развитии музыкального слуха, памяти и мышления. Таким образом, графика картинки является связующим звеном между звуком и его восприятием с помощью голоса и слуха.

Абстрактно взятый цвет не имеет ничего общего с абстрактно взятым звуком, в свою очередь. Многие возразят, что некоторые композиторы обладали цветным восприятием звука. Не спорю! Но
во первых, если вы начнете вдаваться в подробности цветового восприятия этих композиторов, то обнаружите, что у каждого из них восприятие звука цветом было индивидуальным и во многом не совпадало
во- вторых, цветовое восприятие музыки - скорее исключение, причуда природы, чем общее правило, свойственное большинству людей

Ну и что мы имеем? Для того, чтобы воспринимать различные ноты, заставлять ребенка зубрить, какой цвет какой ноте соответствует? С какой целью? Чтобы зрительно понять что в октаве 7 нот? Что они разные по высоте? Но ребенок сможет это понять и без красок, опираясь на слуховой опыт и умение считать до семи. Так уж ли это важно?

Я не говорю что цветовая графика не нужна в обучении. Наоборот! В моей системе она играет громадную роль. НО! ЦВЕТ ДОЛЖЕН СТАТЬ РАПСШИФРОВЩИКОМ АЬСТРАКТНОЙ ГРАФИКИ, НО НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ЗВУКА. Оценкой звука и переработкой аудио информации должен заниматься исключительно голос и слух человека.

Я понимаю, что вам доводится встречать множество новаторских учебников, где каждый предлагает свою систему кто во что горазд. Чтобы понять, насколько система заслуживает доверия, оцените ее именно с этой точки зрения. Хороший педагог никогда не перепутает "департменты". Он не станет в одну кучу мешать цвет и звуки.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗРЕНИЯ - одна их особых глав моей программы. Об этом я непременно напишу позже ( если успею, то до поездки в Коста Рику).
Tags: music reading
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments